Уникальная методика лечения
Узнать подробнееЛечение рака 4 стадии
Узнать подробнееКонсультация онколога
Узнать подробнееНовые противоопухолевые препараты
Узнать подробнееКиберНож способен удалять опухоли размером до 5 см и метастазы размером до 3 см в количестве до 5 штук
Узнать подробнееРобот Да Винчи
Узнать подробнееКонтроль безопасности и качества работы медицинских специалистов в России осуществляется формально. Именно так утверждает ФАС в своем докладе правительству. Эти выводы были сделаны ведомством после проверки ведомством деятельности Росздравнадзора.
Вице-премьер ФАС Ольга Голодец дала поручение о проверке в ещё в конце 2014 года. В тот момент речь шла об усовершенствовании контроля охраны здоровья и уменьшения числа неэффективных проверок, объяснил РБК Алексей Левченко, помощник Голодец. В ходе проверки не было обнаружено фактов дискриминации участников рынка со стороны Росздравнадзора, написал ФАС. Но были выявлены другие нарушения, их полное описание составляет более 130 листов.
«В общем контроль качества и безопасности деятельности медиков имеет формальный характер», – заключила ФАС по результатам проверки центрального аппарат и 79 территориальных органов Росздравнадзора. Основная причина – это отсутствие определенных параметров, на основании которых надзорное ведомство могло бы установить, является ли работа медиков качественной.
Таких критериев не было найдено в положении, которым руководствуется Росздравнадзор, а также в стандартах и порядках медицинской помощи, но согласно закону такие документы считаются базовыми. Качество медпомощи невозможно определить без данных норм, по этой причине результат лечения может быть неудовлетворительным для пациента, а расходы государства при этом могут быть завышенными, как было сказано в докладе. Минздрав и Росздравнадзор не создали необходимую законодательную базу для деятельности надзорного ведомства.
Частично с выводами ФАС можно согласиться, высказала свое мнение РБК Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения при ВШЭ. Но она утверждает, что Минздрав дает определенные дефиниции в отношении определения качества в документах, которые регулируют работу страховых компаний, но их недостаточное количество. В результате невнятных пояснений Минздрава «складывается ситуация, при которой страховая компания может штрафовать или не штрафовать за то, что стандарт не выполнен, т.е. все в ручном режиме».
По существующей системе адвокатами пациентов должны выступать страховые компании, но на самом деле этого нет, потому что пациенты редко им жалуются: из полутора миллиардов контактов российских граждан с медучреждениями за год поступает всего три тысячи жалоб. Также ни к чему не приводят проверки документации.
По словам Попович, в течение последних 15 лет страховые- компании докладывают о том, что в проверенной ими первичной документации медучреждения в 53% случаев имеют место дефекты качества медпомощи. Но при этом ничего не меняется, не принимается никаких решений.
Вместо нынешних порядков ФАС выдвигает предложение узаконить клинические протоколы, которые распространены в мировой медицинской практике. Такой инструмент будет способствовать лучшей оценке качества деятельности больниц, так как протоколы содержат в себе поэтапный алгоритм терапии. Но во всем мире система здравоохранения пошла уже дальше, как отмечает Попович. «Опыт США показал, что даже их протоколы, которые были очень хорошо разработаны, дают сбои, свыше 100 тысяч человек погибает от правильно выбранного лечения, которое на самом деле не подходит определенным людям. Именно по этой причине в России пока задумывается о стандартизации медицины, а во всем мире от нее уже отходят к персонализированному лечению. Система здравоохранения осознает, что болезнь следует лечить не так, как описано в протоколе, а так как это нужно пациенту.
ФАС предлагает в краткосрочной перспективе (а именно до 2016 года) предпринять некоторые меры по улучшению сложившейся ситуации. Кроме разработки всех требуемых нормативных актов и перехода на клинические протоколы служба предлагает пересмотр действующих порядков проведения медицинской помощи совместно с медэкспертами и саморегулируемыми организациями.
Ведомство считает, что важно уменьшить плановые проверки и сосредоточить все усилия на проведении проверок вне плана по жалобам. На сегодняшний день контроль разделен между разными ведомствами, но их деятельность часто не согласована. К примеру, в сфере лицензирования медицинской деятельности полномочия Росздравнадзора пресечены с функциями органов власти в регионах, а в отношении проверок – с Рострудом. В итоге в одних и тех же медучреждениях проверки могут осуществляться одновременно несколькими ведомствами.
Доклад был направлен в правительство 15 января, как сообщили в ФАС. Пока неизвестно, будет ли документ рассмотрен на заседании Кабмина. Итоги будут подведены по результатам анализа доклада, уточнил помощник Голодец. Представитель министерства здравоохранения не дал ответа на запрос РБК.